
Золотой трон Тутанхамона.
С древних времен стулья, лавки, скамьи и табуреты не только выполняли свою чисто практическую функцию, но и служили показателем статуса и значимости человека. Предводитель первобытных людей довольствовался камнем или пнем, обеспечивающим ему более высокое место среди соплеменников, представители древних цивилизаций пошли дальше. Они стремились не только возвысить своего вождя, но и сделать его сидение уникальным произведением искусства, не имеющим себе равных как по красоте, так и по стоимости. Именно таким стал знаменитый золотой трон Тутанхамона, созданный ориентировочно в 1333 — 1323 гг. до н.э.
Этот предмет мебели был далеко не единственным, обнаруженным в гробнице знаменитого фараона в 1922 году. Здесь были и другие стулья, лари и столики, благодаря которым удалось значительно расширить представления о быте и повседневной жизни древнеегипетской цивилизации. В частности убедиться в их склонности к практичности и комфорту, помимо широко известной тяги к украшательству. Все стулья, найденные в гробнице, отличаются изогнутыми спинками и сиденьями, как бы имитирующими формы человеческого тела. Но только не золотой трон.

Его формы строго геометричны и просты, спинка имеет лишь незначительный уклон, что делает это сидение не очень-то удобным. Возможно, это неудобство отчасти компенсировалось тюфяками и подушками. А может быть, главной составляющей этого трона был сложный декор, его роскошь, исключительность.
Правда золотой трон на самом деле золотым в полном смысле этого слова не является. Он сделан из дерева и лишь покрыт сверху листовым золотом. Однако, в рамках древнеегипетской цивилизации это отнюдь не уменьшает его стоимости: дерево на берегах Нила, окруженного со всех сторон бескрайними песками Сахары, было не так уж много, а потому и ценилось оно здесь очень высоко.
Но это не единственная особенность трона Тутанхамона. Не менее уникальны изображения знаменитого фараона и его жены на спинке этого своеобразного символа царской власти. Молодые супруги запечатлены здесь в очень свободной форме: фараон вальяжно раскинулся на кресле, свесив руку со спинки, а царица Анхесенамон (младшая дочь фараона Эхнатона и царицы Нефертити) гладит его по плечу (умащивает тело супруга благовониями).
До этого всех представителей царской крови в Древнем Египте, и особенно фараонов, изображали в более серьезны позах. Возможно, подобная вольность была вызвана тем, что юный фараон не успел произвести на современников сколько-нибудь серьезное впечатление.
За шесть лет своего краткого правления Тутанхамон не сделал для страны ничего. Прямой потомок знаменитого Эхнатона, внесшего раскол в религиозные верования египтян, даже не смог отстоять его реформы. Так, получив при рождении имя Тутанхатон в честь нового главного бога Атона, он затем, после смерти отца, взойдет на трон уже под именем Тутанхамона — в честь старого бога Амона Ра. А столицу снова перенесет в Фивы (при Эхнатоне она располагалась во вновь построенном городе — месте культа нового бога Атона — Ахетатоне).

Но даже такого слабого правителя в Древнем Египте должны были постоянно, в том числе и в загробной жизни, сопровождать все символы и регалии царской власти:
- Изображение фараона и царицы сверху увенчивает солнечный диск — символ бога Атона (или Амона), лучи которого завершаются ладонями. Что символизирует божественность природы царской власти: согласно древнеегипетским верованиям фараон являлся лишь земным воплощением верховного бога.
- Золотой трон покоится на ножках в виде львиных лап, украшенных вверху львиными же головами. Лев, как никакое другое животное, по мысли древних египтян, лучше всего воплощал мощь и могущество, храбрость и силу, которыми был наделен, пусть и в данном случае чисто символически, любой древнеегипесткий фараон.
- Подлокотники трона украшены декоративным изображением крылатых змей — Уреев из голубой эмали, своими крыльями как бы защищающих иероглифы с именем фараона. Их изображения дублируются так же и на задней спинке золотого трона: шесть уреев в коронах и с солнечными дисками, сделанных из позолоченного дерева с инкрустацией (головы уреев — из фиолетового фаянса, короны — из золота и серебра, а солнечные диски — из позолоченного дерева). О том, какое значение этот символ имел в древнеегипетской культуре подробно рассказывалось в статье, посвященной ювелирным украшением в Древнем Египте.

Пугающее изображение кобры наряду с соколом (крылья или полноценное изображение) являлось самым главным символом царской власти.
Весь декор золотого трона выполнен с соблюдением классической ювелирной техники Древнего Египта — прообразу перегородчатой эмали. На листе золота сделаны перегородки — грани будущего рисунка, а между ними вставлены тщательно подогнанные по размеру кусочки полудрагоценных камней. Например, фигурки, изображающие Тутанхамона и Анхесенамон, выполнены из цветного стекла, фаянса, сердолика и прозрачного кварца.
Тот факт, что за трехтысячилетний срок эти изображения, как и золото покрывающее трон, нисколько не потемнели и не потускнели, свидетельствует о высоких технических достижениях древнеегипетской цивилизации.
В итоге знаменитый золотой трон Тутанхамона стал не просто подлинным шедевром декоративного искусства, но и великолепным символом древнейшей эпохи, дошедшим до нас через глубь веков.

Ювелирные украшения в Древнем Египте.

Драгоценная эмаль.
Вам также может понравиться

Art Deco — мир прекрасного получает имя.
22.04.2020
Ювелирные украшения в Древнем Египте.
10.05.2020