Ювелирное искусство

Ювелирные украшения в Древнем Египте.

Загадочной цивилизации Древнего Египта суждено было стать первопроходцем во многих областях человеческого знания и культуры. Не стал исключением и прихотливый мир декоративного искусства. Сложная система религиозных верований и дворцовых церемониалов способствовала развитию этого хрупкого мира красоты. Особенная роль при этом отводилась самым ценным элементам. Давайте же попытаемся разобраться, что представляли собой ювелирные украшения в Древнем Египте.

Прекрасная необходимость: ювелирные символы.

Как и все предметы и сферы жизни, ювелирные украшения в Древнем Египте должны были отвечать двум ключевым требованиям:

  • 1. — демонстрировать статус владельца, его положение в сословной структуре древнеегипетского общества;
  • 2. — соответствовать религиозным представлениям и верованиям, распространенным в ту или иную эпоху, служить владельцу защитой от сглаза и колдовства
Ювелирные украшения в Древнем Египте
Золотая маска Тутанхомона

Например, главное ювелирное украшение царства — корона фараона. Помимо особой присущей ей материальной ценности, она должна была воплощать представления древних египтян о божественной природе царской власти. Поэтому главным элементом декора здесь становится изображение кобры — Урей после объединения двух египетских царств дополненное изображением коршуна.

Змея Урей — символическое изображение древнеегипетской богини Уаджит, считавшейся покровительницей Нижнего Египта и власти фараона. Богиня-коршун Нехбет — покровительница Верхнего Египта и власти фараона.

В дальнейшем формы короны менялись, часто трансформируясь в сложные и причудливые нагромождения декоративных элементов. У цариц коршун чаще изображался с раскрытыми крыльями, охватывающими голову как символ защиты. У фараона царская корона со временем дополнилась клафтом.

Клафт — головная повязка из сложенного по диагонали куска ткани. Она низко до бровей закрывала лоб, края ткани по бокам закладывались за уши и спускались вниз на плечи. Положение клафта фиксировалось с помощью специальной повязки или металлического ободка. Свисающую на спину ткань туго обтягивали жгутом, создавая подобие косы. Иногда у фараонов передние концы клафта имели фигурные вырезы, тогда он назывался уже немес.

Особое значение придавалось цвету клафта: однотонный — у писцов и низших чиновников, полосатый — у высших чинов и фараона. Желтые полосы — у светских сановников, синие — у жрецов, красные — у военачальников. Голубые полосы (узкие и широкие попеременно) на золотом фоне — у фараона.

Помимо изображений Уаджит и Нехбет в декоре ювелирных украшений древних египтян существовала и более демократичная символика. Особенно любимыми в этом отношении были изображения глаза бога Гора и широко известного скарабея — символа жизненной силы и воскрешения.

Прекрасная необходимость: виды ювелирных украшений.

Однако, одних изображений древним египтянам, по-видимому, показалось мало. Их религиозная система верований предполагала наличие особого мистического смысла не только у определенных изображений, предметов и материалов, но и у частей тела.

Самым важны в этом плане конечно же считалось сердце — оно было главной ценностью, вместилищем человеческой сущности. Не случайно, поэтому, одним из главных в Древнем Египте стали украшения, защищающие грудь — Пектораль и Ускх.

Пектораль — запечатленная в форме ювелирного украшения-подвески молитва, обращенная к богам. Изображения в ней строились по принципу перпендикулярной проекции.

Поскольку все известные пекторали, дошедшие до нас, так или иначе связаны с членами семьи фараонов, можно предположить, что этот тип украшения так же имел определенные статусные функции, ограничивавшие его использование (а возможно, пекторали менее значимых членов общества были сделаны из более скромных материалов и просто не сохранились).

Ювелирные украшения в Древнем Египте, Пектораль Сенусрета
Пектораль Сенусрета II, 1887-1878 гг. до н.э., гробница царевны Сатхатхор,
Музей Метрополитен

Ускх воротник-ожерелье из нескольких рядов разноцветных бусин (часто — золотых) и подвесок, плотно крепившихся друг другу или на кожаную основу. Круглая форма символизировала солнце, а помимо обычных бусин на Ускх часто крепились и изображения-символы скарабея, лотоса, солнечного диска, бога-покровителя.

Исторически оба этих украшения были прерогативой фараона, но в дальнейшем, в эпоху Нового Царства с ростом доходов, изменениями в социальной структуре и отчасти — в религиозной символике, ускх появляется также и в гардеробе высших чиновников. Правда, уже без золотых вставок и сложных декоративных элементов — египтянам, чье происхождение не имело таких божественных истоков как власть фараона, хватало для счастья обычных фаянсовых бусин. Чтобы сохранить форму круга, их делали разной длинны, постепенно увеличивая ее к низу.

Ювелирные украшения в Древнем Египте. Ускх с изображением сокола, цветной фаянс, бронза
Ускх, гробница Сатхатхор, Музей Метрополитен

Помимо таких сугубо специфических украшений, у древних египтян очень широко были распространены и обычные для нас кольца, серьги, браслеты, пояса. При этом большого различия между ювелирными украшениями по половому признаку не существовало. Исключением были разве что тонкие набедренные цепочки, которые женщины надевали под одежду и серьги — мужчины снимали их после достижения 9-10 лет.

Материалы.

Поскольку основной особенностью украшений был их глубокий религиозный смысл, египтяне гораздо больше ценили художественное мастерство ремесленника, чем материалы. Из-за этого даже в украшениях царской семьи полудрагоценные камни соседствуют с бисером, а золото — с фаянсом. Более того, именно сложным ярким изображениям из эмали и осколков полудрагоценных камней предавалось куда большее значение — золотая основа часто оказывалась скрытой от посторонних глаз.

Ювелирные украшения в Древнем Египте. Кошачьи браслеты и пояс с изображением когтей
Кошачий пояс и браслеты, гробница принцессы Сатхатхор, 1887-1813гг. до н.э.
Музей Метрополитен

Подобный эффект достигался благодаря открытому древними египтянами прообразу будущей технологии перегородчатой эмали. В частности на основу — лист золота, наносили золотые же перегородки — контуры будущего изображения, а пространство между ними заполняли тщательно подогнанными кусочками фаянса и камней.

Золотая основа тоже «не пропадала даром» — на обратной стороне, прилегающей к телу, часто делали надписи с молитвами, именами членов семьи, или иные изображения, невидимые постороннему глазу и призванные служить защитой-оберегом своему владельцу.

Еще одним новаторством древних египтян в ювелирном искусстве стало создание многочисленных разновидностей самого дорого и благородного из всех металлов — золота. (Правда для египтян оно такой ценности не имело — сказывалось наличие больших месторождений, намного более ценным для них было серебро, которого в стране попросту не было)

Ювелирные украшения в Древнем Египте, браслет-манжет с изображением кошек
Браслет-манжета с изображением кошек (богиня Бастет), 1479-1425гг. до н.э., гробница царицы — жены фараона Тутмоса III, Музей Метрополитен.

Древние египтяне смогли придать золоту совершенно невероятные цвета и оттенки от красновато-коричневого до розового и даже — серого. Цвета, блеск, матовость — варьировалось все.

Серое золото — сплав золота и серебра, содержащий так же немного меди и железа, был особенно популярен в древнеегипетском ювелирном искусстве, откуда в дальнейшем был позаимствован древними греками и римлянами, но уже под другим названиемэлектрум.

Что касается неметаллических материалов, то среди них самым популярным была доставляемая с территории бывшего Афганистана ляпис-лазурь (лазурит). Широко применялись так же бирюза, сердолик, яшма. Позже их дополняют разноцветные стекла и фаянс — они могли окрашиваться в разные цвета и стоили не так дорого. Тех драгоценных камней, которые известны нам сейчас: рубины, сапфиры, изумруды, — древние египтяне не знали, а о бриллиантах и вовсе говорить не приходится.

И тем не менее, даже с такими скромными материалами цивилизации Древнего Египта удалось создать очень яркий и красочный ювелирный мир. Мир, в котором не было места полутонам ни в цвете, ни в форме, ни в символике. Мир, который станет основой для декоративного искусства всей европейской цивилизации и будет не единожды служить вдохновением для художников более поздних и более развитых эпох.

14 комментариев

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *