Страницы истории

Великолепие блистательного модерна.

Конец 19 века — сложная и противоречивая эпоха, символом которой стала попытка примирить два совершенно непохожих друг на друга мира. Один — трезвый, расчетливый, практичный, смело рвущийся вперед и твердо уверенный в своей силе и победе. Другой — живой, нежный, волшебный, невероятно красивый, постоянно оглядывающийся в прошлое. Первым был научный и технический прогресс, вторым — монументальное и декоративное искусство. Первый прибег к помощи и доводам разума и жизненной необходимости, второй решил использовать великолепие блистательного модерна.

Модерн или арт-нуво, или югендштиль…имен у этого невероятно яркого, но очень короткого стиля довольно много. Все благодаря тому, что он стремительно ворвался в культурную жизнь практически всего цивилизованного мира. Очаровал его, покорил, заставил восхищаться сказочным волшебством плавных изгибов и причудливых форм, а затем так же внезапно умер…

Спальня в стиле Модерн, Луи Мажорель

Как и почему в недрах чопорной цивилизованной Европы зародился этот сказочный, слегка эксцентричный стиль, предавший понятию роскошь совершенно невиданные до этого масштаб и объем? Почему именно эта переломная эпоха стала временем его расцвета и успеха? И наконец почему так краток был его век?

Предпосылки

  • Модерн, как и большинство его предшественников в мире декоративного искусства, начал формироваться тихо и постепенно, исподволь проявляя свои, пока еще едва уловимые черты, в работах первых импрессионистов. Именно их идеи о красоте едва уловимого мгновения, великолепии истинно человеческих чувств, богатстве духовного мира и его непостижимой глубине, неподражаемом величии природы стали первыми шажками на пути к формированию одного из самых роскошных стилей в истории искусства.
  • Вскоре им начинают вторить литераторы и музыканты — рождается символизм. Но его адепты так глубоко внедряются в духовный мир, создают такие сложные хитросплетения стихов и фраз, что не только простой обыватель, но порой даже они сами уже не понимают о каких символах идет речь в их трудах.
  • Для того, чтобы захватить массовое сознание одной символики и духовности было мало, нужна была красота. А кроме того, нужна была и гармония — требовалось что-то, что сможет примирить рвущийся вперед прогресс и неизбежную тоску по красоте природного мира. И тут на помощь миру искусства монументального пришел мир искусства декоративного. Именно благодаря творчеству мебельщиков, декораторов, ювелиров, модельеров, граверов в искусстве воцарился прекрасный модерн.
Эмиль Галле, мебель
Мебель в стиле Модерн, Эмиль Галле

Появление великолепного модерна

Благодаря их усилиям, творчеству, фантазии впервые в истории пропала тонкая грань, отделявшая эстетическую монументальность от простого декора и украшательства — все переплелось и смешалось.

Обои и стенные панели стали произведением художников, а над мебельным гарнитуром часто трудились архитекторы или ювелиры, мебельщики же создавали из дерева сложные скульптуры встроенных шкафов и бюсты тумбочек, а модельеры вообще пытались охватить сразу все сферы. Каждый мастер становился художником, а каждый художник превращался в ремесленника — модерн впервые уравнял всех и вся перед одним единым божеством — красотой.

Дизайн обоев, Уильям Моррис

Однако, красота по художественным канонам пока еще была немыслима без роскоши, декора, красок и света, которые были совершенно не приемлемы с точки зрения рационализма и практической необходимости промышленного века. Поэтому основным вектором развития модерна как художественного стиля стало стремление как-то примирить две враждующие стороны: прогресс и прошлое, духовность и материализм, практичность и роскошь.

Не случайно художники модерна активно прибегали к помощи прогресса, всеми силами пытаясь показать, что любые, даже самые скучные и серые технические новшества могут быть не только практичны и необходимы, но и невероятно красивы.

Дизайн обоев, Уильям Моррис

В итоге на свет появилось что-то совершенно немыслимое и непостижимое: металлические цветы и стебли, плавно переходящие в струящиеся изгибы деревянного декора, жуки и стрекозы, сверкающие на корсажах и прическах светских львиц, рекламные плакаты с которых призывно глядят нимфы и лесные феи, каменные волны задний, лишенных углов и геометричности…. Казалось весь мир разом погрузился в какую-то странную сказку, сказку имя которой было модерн…

Творцы великолепия блистательного модерна

Трудно сказать, кого можно считать родоначальником этого стиля. Самой распространенной остается точка зрения, что родиной модерна является Англия — первая страна победившего капитализма. Конечно, это вполне логично: именно здесь, как ни где в мире, сильна была промышленность и власть прогресса. Поэтому, именно английские художники первыми взбунтовались против убогости и ограниченности промышленных товаров (опять-таки речь шла именно о декоре), и выступили в защиту ремесленного производства. Их идеи в итоге вылились в движение «Искусства и ремесла», из которого в дальнейшем выйдет модерн.

Одним из основателей этого движения был некто Уильям Моррис (1834-1896), человек разносторонне одаренный, поэт, писатель, активный политический деятель, социалист и при всем при этом — замечательный художник. Он одним из первых громко заявил об угрозе утраты прекрасного в декоративном искусстве, о необходимости соединения промышленного и творческого, и провозгласил в качестве идеала образ средневекового ремесленника, которому приходилось быть одновременно и технологом и художником.

Моррис даже открыл в 1866 году свою компанию по производству тканей, шпалер,мебели, витражей, изделий из металла, в мастерских которой все производилось по старинным канонам — исключительно «вручную». Он сам разрабатывал рисунки для тканей, вдохновившись готической эстетикой средневековья. И первым ввел моду на растительные мотивы, которые в дальнейшем станут визитной карточкой модерна.

Следующим шагом стало создание уже объединения художников «Гильдия века» в 1877 году, основатель которой Артур Хейгерт Макмердо (1851-1942) был страстным сторонником идей Морриса и стремился найти им максимально широкое применение. Члены Гильдии так же создавали наряду с произведениями искусства и предметы обстановки — обои, мебель, ткани, одними из первых перемешав монументальность и декоративность.

А затем схожие объединения художников стали появляться и в других странах. Как-то сами собой из ниоткуда возникаю стеклянные шедевры и витражи Луиса Тиффани, выполненные почти с ювелирной роскошью, странные и причудливые виньетки Альфонса Мухи, буквально заполонившие все меню и рекламные листовки, и конечно — неподражаемый мир Рене Лалика, стремительно завоевавший все гардеробы прекрасной половины человечества.

Украшения Рене Лалика, из коллекции французского музея декоративных искусств

Модерн как отдельный мир красоты

Особенности модерна, выраженные в присущем ему господстве растительных форм, неспешно перетекающих одна в другую, отсутствии границы между искусством монументальным и искусством декоративным, стремлении к гармонии, требовали общего стилистического единства всего пространства, окружавшего человека в его повседневной жизни.

Поэтому широко распространенным явлением в художественном мире становится стремление превратить целую комнату или даже здание со всеми предметами обстановки в одно большое художественное произведение.

Первым, кто воплотил этот замысел в полном объеме стал бельгийский архитектор-декоратор Виктор Орта. В 1892-1893 годах он построил особняк Туссель, в котором впервые сам продумал все детали: от фундамента до дверных ручек. При этом, следуя эстетике и стилистике модерна, архитектор впервые показал не только удобство и прочность современных материалов и технических достижений, но и их своеобразную красоту — каждая деталь в архитектурном ансамбле дома несла в себе не только практическую, но и эстетическую ценность.

Металлические витые балки и колонны изгибались в форме растительных узоров, строгие углы закруглялись и исчезали, деревянные двери и оконные рамы плавно перетекали из одной формы в другую, а мозаичный пол наполнял пространство совершенно невероятной игрой света и тени. Как здесь не вспомнить о сказках, о преданиях, об эльфах, феях и волшебстве.

Скромно заявив о себе в творениях Орта, этот сказочный мир очень скоро разыграет буйную феерию в шедеврах знаменитого Антонио Гауди.

Годом триумфа модерна стала знаменитая международная выставка в Париже 1900 года. Ее посетило огромное число людей — 50 млн. человек. Новые здания, построенные для выставки, стали вечными символами модерна, до сих пор украшающими улицы прекрасного Парижа (вокзал Орсе (ныне музей) мост Александра III, большой и малый дворцы).

Произведения художников на выставке раскупались мгновенно — люди были просто одержимы незнакомой, таинственной красотой извивающихся металлических и деревянных растений, странных каменных бабочек и жуков, стеклянных картин и скульптур… Казалось этому не будет конца.

Конец великолепия блистательного модерна

Но, к сожалению триумф модерна 1900 года стал началом конца. Начав свое стремительное восхождение в 1850-е годы, прочно царствуя в мире искусства и декора в 1880-1910 годы, этот стиль так же внезапно окончит свое существование.

Как ни парадоксально причиной этому станет все то же стремление к красоте и великолепию.

Еще в работе ремесленных мастерских Уильяма Морриса стала очевидной одна из главных особенностей модерна, о которой как-то никто из художников предпочитал особо не задумываться: красивые, роскошные, богатые орнаментом ремесленные шедевры стоили значительно дороже фабричных. Да и единую стилистически выдержанную обстановку могли позволить себе далеко не все — все-таки строительство особняков дело очень дорогостоящее.

Модерн стал стилем элиты, символизирующим богатство, роскошь…красота оказалась нежизнеспособной без денег. Не случайно поэтому, после того, как общество осознало реальные масштабы трагедии первой мировой войны, модерн был вынужден уступить свои права более практичному и более дешевому Арт Деко, которому в свою очередь суждено было стать последним великим художественным стилем в истории человечества.

Однако, при всем при этом модерн сыграл выдающуюся роль в истории декоративного искусства. Именно благодаря этому стилю скромный, привычный и неприметный мир декора обрел свое место и значение, получил голос и встал на одну ступень с искусством монументальным.

4 комментария

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *