Мебель,  Мир вещей

Стул Wassily

Великолепная эпоха расцвета сказочной красоты модерна возвела обычные утилитарные предметы в ранг произведений искусства. Каждый предмет обстановки, каждый элемент повседневной жизни человека наделялся уникальными и сложными элементами декора. Однако, подобная чрезмерная роскошь и красота оказалась невостребованной в послевоенные годы — обнищавший мир жаждал практичности, простоты, утилитарности, доступности и экономичности. В результате на свет появились совершенно новые направления и стили, стремящиеся лучше всего воплотить в жизнь столь скромные потребности. Символом этого нового явления в мире декора, дизайна и искусства стал так называемый стул Wassily.

Начиналось все просто. В 1919 году в Германии была создана новая современная школа прикладных искусств — Баухаус. Позже в ее стенах сформируется одноименное направление в декоративном искусстве, фактически давшее начало формированию совершенно нового явления в мире прекрасного — дизайну. Деятели искусства, инженеры, архитекторы, дизайнеры получившие образование в стенах этой школы отстаивали принципы строгой функциональности, экономичности, утилитарности. С их точки зрения основной ценностью любой вещи являлись ее практичность, а не внешний декор или украшения. Одним из самых ярких представителей этого направления стал венгерский дизайнер мебели а позже знаменитый архитектор — Марсель Лайош Брёйер (1902-1981гг.).

Уже в ранние годы своего обучения в Баухаусе Брёйер одним из первых понял насколько ограничивал дизайнера мебели такой хрупкий и капризный материал как дерево. Деревянную мебель было сложно перевозить, чистить, она требовала ухода и быстро устаревала, а для создания устойчивой конструкции требовалось дерево особо прочных, часто дорогих пород, и длительный процесс обработки. Но, к сожалению, при всем при этом, дерево благодаря своей пластичности на тот момент единственное позволяло воплотить дизайнеру практически любые формы и фантазии…Требовалось что-то такое же гибкое, легко поддающееся замыслу художника, но при этом — более прочное и дешевое.

Марсель Брёйер и созданный им стул Wassily

Марсель Брёйер нашел альтернативу случайно: как-то он невзначай обратил внимание на стальной руль собственного велосипеда — странно, но до него никому в голову не приходила простота и изящность этой вещи. И его озарило: ведь если стали можно придать сложную и изогнутую форму велосипедного руля, то что может помешать изогнуть ее в каком-нибудь ином виде? Кроме того, ведь это значительно более дешевый материал и намного более практичный, а при должном проектировании стальные каркасы способны обеспечить устойчивость и вместе с тем изменчивость всей конструкции при незначительных затратах материала.

Вдохновленный этой идеей Брёйер с воодушевлением берется за дело и на свет появляется мебель совершенно нового типа. А первым ее глашатаем стал знаменитый стул Wassily, созданный в 1925 году. Его простая, лишенная каких-либо сложных элементов конструкция стала символом новой эпохи, фактически воплощая собой ее главный лозунг: технологически простое и универсальное обеспечивающее максимальный комфорт и функциональность.

Не случайно по одной из версий свое название стул получил в честь одного из преподавателей, а позже коллег Брёйера по Баухаусу — Василия Кандинского (1866-1944), которму якобы очень понравился этот дизайн.

Стул Wassily в своем первоначальном виде был создан из трубчатой стали и полосок текстиля, натянутых на металлическую раму. Сначала полоски ткани перекрещивались друг с другом — давало о себе знать общее недоверие к устойчивости конструкции, а затем, в более поздних вариантах, их стали делать линейными, но при этом они взаимно уравновешивали и укрепляли друг-друга. При необходимости стул можно было сложить, что позволяло упаковывать в одну коробку сразу несколько штук и делало его легко доступным и мобильным при относительно невысокой стоимости материалов и производства.

Стул Wassily
Стул Wassily — один из вариантов дизайна

Фактически стул Wassily представлял собой традиционное клубное кресло, но его непривычная форма казалась хрупкой и едва заметной в общем пространстве помещения. Тонкие элементы каркаса, отливающие серым металлическим блеском, создавали общее впечатление элегантности, какой-то непривычной красоты и легкости: казалось, что полоски ткани просто плавают в воздухе.

Сам Марсель Брейёр описывал свой стул как «самую экстремальную работу», «наименее артистичную, самую логичную и самую механическую».

Творением Брейёра миру было явлено совершено новое виденье декоративного искусства, не менее красивое, но куда более практичное. Стул Wassily можно было мыть, складывать, можно было легко менять его отделку, бесконечно экспериментируя с цветами и материалами: от простого текстиля до дорогой кожи. Благодаря ему появился новый вид мебели — консольный, в последующие десятилетия ставший одним из главных.

Консольная мебель — опирающаяся только на переднюю пару ножек под прямым углом, часто соединенных внизу в форме прямоугольника. Надежность и устойчивость конструкции обеспечивается использованием для изготовления ножек очень прочных материалов, чаще всего стали.

С годами его значение как самого влиятельного предмета мебели в истории дизайна лишь возрастало. Стул Wassily оказался настолько прост и универсален, практичен и функционален, что смог пережить и своего создателя и многих своих последователей — разные стулья, диваны и кресла, вид и форма которых когда-то были навеяны его дизайном. Даже сейчас его продолжает выпускать все та же американская фирма Thonet, чьи мощности когда-то позволили Брейёру создать первый экземпляр — у Баухауса таких возможностей не было.

Правда вот стоит эта функциональность теперь зачастую намного дороже некогда более дорого дерева: в России стул Wassily может обойтись в сумму от 40 до 50 тыс. руб. Один из главных лозунгов породившей его эпохи — «доступность и «экономичность» оказался недостижимой мечтой романтичных художников и смелых дизайнеров..

2 комментария

  • Елена

    Согласна с автором предыдущего отзыва! Казалось бы — стул, на вид ничего выдающегося, «видали и покрасивее», а за ним — удивительная история и целое направление в искусстве!

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *