Мир вещей,  Ювелирное искусство

Кубки Наутилусы

В мире декоративного искусства в отличии от искусства монументального куда больше загадок и сюжетов. На протяжении всей своей истории подчиняясь лишь одному главному закону — созданию прекрасного, мир Art Deco часто не следовал канонам логики и смысла. Одним из таких спорных, нелогичных проявлений мира декора стало появление очень странного феномена, известного как кубки Наутилусы.

До сих пор многие ценители прекрасного спорят об истинном предназначении этих великолепных шедевров ювелирного искусства. Не смотря на свою кажущуюся утилитарность, из-за природной хрупкости материала, используемого для их изготовления, кубки Наутилусы не имели абсолютно никакой практической ценности. Но и как шедевры искусства монументального, они тоже рассматриваться не могли, т.к. при всей свое редкости и специфичности, уникальными они не считались никогда. В итоге их вотчиной стал мир искусства декоративного…Однако и здесь не все так просто…

Кубки наутилусы — история возникновения.

Наутилусы (лат. Nautilus) — это единственный род среди современных головоногих моллюсков, имеющий наружную камерную раковину.

Собственно из-за этой большой, достигающей в диаметре от 15 до 25 см. спиральной раковины, ему и «повезло» стать частью прекрасного мира декоративного искусства.

Форма раковины издавна будоражила умы азиатских философов и ученых — какой только смысл не вкладывали они в ее идеально закрученную спираль, какой символикой только не наделяли… Индуисты видели в ней символ творения и красоты природы, а древние греки — золотого сечения…

Даже современные художники, часто лишенные каких-либо религиозных или мифологических верований, не смогли избежать ее странного очарования. Так, здания музея Гугенхейма, спланированное Ф.Л.Райтом, имеет именно форму раковины Наутилуса.

Помимо формы еще одним важным качеством этих раковин был блеск перламутра, с которым как в азиатской, так в европейской культуре связывалось очень много поистине мистических представлений. Он был и средством практически от всех известных болезней, от сглаза и порчи, противоядием, и, конечно, символом мудрости, счастья и красоты…

Как правило любое живое существо, получившее в глазах человечества столько ценности и заслужившее такое внимание, обречено стать «популярным», иначе говоря: обречено на вымирание.

Но Наутилусы и здесь оказались исключением: большие раковины, в которых обитал загадочный моллюск, становились доступны человеку только когда оказывались на поверхности. А такое возможно лишь по двум причинам: либо моллюск уже находится на грани жизни и смерти по естественным причинам, либо его уже там нет…

В итоге вплоть до XIX века даже у цивилизованных европейцев никаких более-менее достоверных сведений об этом странном существе не было — люди попросту не могли застать его живым. Естественно, что это лишь добавляло атмосферы таинственности причудливым раковинам Наутилуса, наделяло их еще более глубокой значимостью и ценностью даже в глазах прагматичных европейцев.

Собственно в Европе Наутилусы появились только в XIV веке: самое первое известное упоминание относится к описанию так называемой «комнаты редкостей» при дворе французского короля Филиппа IV Красивого (1268-1314). При этом впервые говорится именно о кубке Наутилусе, а не об отдельной раковине.

Прекрасные раритеты.

Почему и зачем европейцы решили использовать большие диковинные раковины именно для создания кубков, до сих пор точно не известно. Существует лишь две более или мене правдивые версии, основывающиеся опять-таки исключительно на мистической символики спиральной раковины.

  • Согласно первой, средневековые европейские философы и ученые считали, что кубок — это не просто сосуд или посуда. Скорее это — символ, символ мироздания или, в более узком смысле, — дома. Основания кубка — это земля, ножка — тонкая нить, привязывающая к земной тверди дом — хрупкую, но прекрасную чашу, часто накрытую крышкой, как крышей дома.

Естественно, что с этой точки зрения раковины Наутилуса казались средневековым ремесленникам самым удобным материалом — само предназначение раковины, весь ее жизненный цикл по сути воплощает символику дома, таинственного храма жизни.

Но с другой стороны, она не объясняет не последующую популярность кубков Наутилусов в домах аристократов нового, куда более рационального времени, а так же — странный дизайн самих кубков.

Дело в том, что тонкие стенки раковины позволяли художникам не только создавать для них прекрасные ювелирные оправы, но и украшать их сложным декором, вырезая или выжигая кислотой различного рода изображения, часто наполненные глубоким символизмом. Каждый раз их сюжет был новым и необычным воплощением замысла очередного художника или ювелира, но практически всегда это была исключительно морская тематика.

  • От сюда появилась вторая, более рациональная версия о том, почему из больших красивых раковин европейские мастера создавали исключительно кубки Наутилусы. Согласно ей, такие кубки являлись символом красоты и силы морской стихии, обладали ее очищающим эффектом. А хрупкая раковина могла видеться и как легкий корабль (именно корабликами часто называют этих странных моллюсков) — игрушка в руках мощной морской стихии, и как самое загадочное порождение этой смой стихии по воле случая оказавшееся в руках слабого человека.

Не случайно поэтому, что особого размаха изготовление кубков Наутилусов достигает именно в морских державах. Сначала оно расцветает в Нидерландах — первой стране создавшей более или менее надежную морскую торговлю с южно азиатским регионом, а затем — в Англии.

Из этих двух регионов кубки Наутилусы мигрировали в «комнаты редкостей» (кунсткамеры) и «шкафы диковинок» европейских властителей и рядовых аристократов…

Краткий миг триумфа и быстрый закат.

С 1609 г., когда голландские торговцы и мореплаватели смогли основательно закрепиться на берегах Индонезии, они начали массовый ввоз прекрасных раковин в Европу. Странная диковинка, бывшая некогда символом загадочного мира далекой Азии и непредсказуемой морской стихии, превращается всего лишь в одну из многочисленных форм прекрасного.

К сожалению европейские мастера не смогли модернизировать процесс обработки раковин — они просто довольствовались опытом своих азиатских коллег. Сначала соскабливали внешний слой, чтобы удалить грязь и разного рода наросты, затем замачивали раковину в растворе кислоты не менее 10 дней, чтобы было легче отделить слой роговицы от перламутра. Но даже после этого, чтобы предать раковине необходимый блеск, ее долго полировали и промывали щелочной водой. Стенки раковины становились очень хрупкими и ломкими, но не смотря на это, художники-ювелиры XVII-XVIII веков умудрялись сделать их еще более тонкими.

К этому времени европейские мастера достигли особых успехов в резьбе по перламутру — из него делали сложные детали костюмов, произведения искусства и даже декоративные элементы оружия. А большая раковина Наутилуса позволяла воплотить все эти умения и достижения с особым размахом.

В результате спиральные раковины с круглым завитком превращались в сложные шедевры ювелирного искусства — кубки Наутилусы. Их грани отливали благородным металлическим блеском золота и серебра, а на тонких стенах благодаря переливам перламутра и сложной резьбе оживали целые сцены из древнегреческих мифов о морской стихии.

Однако сложные орнаменты и мифологические сюжеты, населявшие кубки Наутилусы, появлялись благодаря воздействию кислоты, воска, красящего пигмента, сложной резьбе, от чего раковины часто истончались до уровня бумаги…

Из-за этого большинство из них осталось лишь на картинах великих художников и в описаниях многочисленных коллекций. Конечно, часть раковин была заменена в XIX веке более новыми репликами, сделанными по сохранившимся эскизам, от чего часто возникают сложности в датировке этих причудливых шедевров. И это при том, что период их расцвета и популярности как прекрасного символа морской стихии, был по историческим меркам в общем-то очень небольшим.

Уже к концу XVIII века хрупкие кубки Наутилусы появлялись в качестве домашнего украшения все реже и реже, а в веке XIX окончательно превратились в атрибут прошлого, загадочный музейный экспонат. Этот новый век ознаменовал собой наступление новой эпохи, рациональной, прагматичной и чуждой страхов и предубеждений прошлого: хрупким кубкам Наутилусам в ней просто не было места, как и населявшим их образам морских нимф, причудливых созданий и диковинных чудовищ…

И все-таки кубки Наутилусы — что это?

Однако, ни рационалисты века XIX, ни прагматики века XX, ни ученые века XXI так и не смогли окончательно решить чем же были кубки Наутилусы — предметом исключительно эстетическим, как подлинное произведение искусства монументального, или загадкой из мира искусства декоративного.

Двойственная природа этих кубков как назло проявлялась во всех возможных областях и формах человеческого знания, не оставляя, казалось бы ни одно шанса на формирование какого-либо однозначного мнения.

О сложности в датировки этих хрупких изделий уже говорилось выше, двойственность же их ценности проявлялась в том, что помимо ювелирной, эстетической, кубки Наутилусы первоначально обладали так же ценностью экзотической, присущей любой иноземной диковинке. А их способность одновременно воплощать в себе могучую природу морской стихии, живое существо и предмет ювелирного искусства вообще не оставляла шанса на какую-нибудь хотя бы приблизительную систематизацию.

И тем не менее, как уже говорилось выше, не смотря на всю эстетическую и символическую значимость кубков Наутилусов, монументальное искусство от этих хрупких шедевров отреклось. Как ни странно, причиной этому стала сама раковина — будучи главной определяющей линией в форме и значении кубка, она тем самым навсегда вычеркнула кубки Наутилусы из сферы монументального искусства, поскольку являлась творением природы, а не человеческой мысли или фантазии. Как ни старались мастера разных эпох, уйти от морской тематики, равно как и изменить форму самой раковины при создании кубка у них не получалось, да они, наверное к этому не очень-то и стремились…

Искусство декоративное же оказалось куда более благосклонным — ему не нужна уникальность в глобальном смысле этого слова, лишь красота во всех возможных ее проявлениях. А что еще лучше может передать всю многогранность мира красоты как ни кубки Наутилусы — странное сочетание красоты ювелирной, художественной и самой прекрасной — естественно природной красоты..

3 комментария

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *