События и выставки

Harper’s Bazaar, Premier Magazine De Mode

Когда: с 28 февраля по 14 июля 2020 года.
Где: в парижском музее декоративных искусств (MAD).
О чем: об истории первого журнала мод — Harper’s Bazaar.

Решение посвятить отдельную выставку именно первому журналу мод — Harper’s Bazaar, во многом было обусловлено его значением не только и не столько для мира моды, сколько для мира декоративного искусства, мира женщин, мира красоты.

Редакторы

Основанный еще в 1867 году в США, этот журнал, благодаря усилиям своего первого редактора — Мэри-Луизы Бут, быстро превратился из обычного для той эпохи альбома мод в издание совершенно нового типа — своего рода некую «газету», посвященную проблемам и интересам исключительно женского общества как в области моды, декора и дизайна, так и в сфере психологии, литературы и политики (до этого подобные издания были исключительно мужской прерогативой).

Miette Landrey, дневное платье, античный муар, 1866-1868

Мэри-Луиза Бут (1831-1889) — переводчица, журналист, писательница, редактор. Широко образованная, одаренная, обожавшая литературу, искусство и бывшая в то же время активной сторонницей равноправия мужчин и женщин, она с самого начала сформировала основные направления в развитии журнала: феминизм, эстетика, франкофилия (без последнего невозможно было сделать качественный журнал мод ни тогда не сейчас).

В дальнейшем этот вектор развития, активно будут поддерживать такие титаны мира моды и декора, как Кармел Сноу, Алексей Бродович и Диана Вриланд. Каждый из них внесет свой неповторимый штрих в общий облик знаменитого журнала. И для каждого из них именно годы, проведенные у руля Harper’s Bazaar, станут одними из самых значимых в карьере.

  • Благодаря Кармел Сноу на страницах журнала в одном ряду с отзывами на новые модные коллекции и тенденции в мире декоративного искусства, будут появляться статьи, затрагивающие острые общественно-политические вопросы: о положении женщин на работе, о жизни в бедных районах Нью-Йорка, неравенстве полов, рас, и многом другом. И благодаря ей же миру впервые будет явлен талант Кристиана Диора, которому она случайно даст громкое имя: «New Look».

После показа 12.02.1947 года Сноу скажет Диору: «Мой дорогой Кристиан, ваши платья — это нечто совершенно новое, настоящий новый образ (по англ. — new look)!».

  • Противоречивый дух этого американского журнала смог в должном масштабе раскрыть удивительно смелый и необычный талант Дианы Вриланд, ставшей основателем профессии модного редактора. Именно благодаря ей читательницы Harper’s Bazaar первыми узнают о таких новинках моды как джинсы и бикини. Именно она станет первым консультантом по стилю у знаменитой Жаклин Кеннеди. И хотя в дальнейшем Вриланд вынуждена была оставить пост редактора Harper’s Bazaar и перейти в Vogue, значение ее личности для формирования общей стилистики журнала, его роли в мире моды остается поистине глобальным.

Фото и статьи.

Конечно, талант редактора — это не только умение быть в курсе всех новейших тенденций и веяний, не только способность грамотно подбирать тематику и рубрики для журнала, — все это не даст сколько-нибудь ощутимого эффекта без качественных иллюстраций и интересных текстов.

Питер Линдберг для Harper’s Bazaar, 2008

К счастью здесь Harper’s Bazaar тоже повезло — на его страницах впервые появились живые, нестандартные фотографии Ричарда Аведона, японца Ясухиро Вакабаяши, известного как Хиро, и конечно — Питера Линдберга. Благодаря им роскошный и причудливый мир моды стал для читательниц журнала живым, буквально осязаемым.

Что же касается статей — скромных очерков, несущих в себе основную информационную ценность любого журнала, то они часто остаются за бортом человеческой памяти — ведь большинство людей все-таки визуалы, запоминающие в первую очередь яркие образы и нестандартные фотографии. Чтобы исправить эту историческую несправедливочть, создатели выставки решили сделать на них особый акцент: каждый экспонат они разместили на фоне отрывка соответствующей ему статьи из журнала.

При этом, стиль оформления, графика текста, фото, заголовки — все элементы статьи сохранены в первозданном объеме. Благодаря чему у посетителя выставки складывается слегка сюрреалистическое ощущения путешествия по страницам журнала, а не по залам музея.

Экспонаты выставки.

Экспонаты выставки — более 60 платьев и нарядов разных лет, — это своего рода дань уважения многочисленных модных дизайнеров и модельеров, которым Harper’s Bazaar помог получить признание и известность. Самые яркие модные образы, когда-либо запечатленные на страницах журнала, вновь представлены на обозрение публики, чтобы наиболее ярко проиллюстрировать не только всю историю журнала, но и и историю модного мира как такового (конечно на том этапе, который совпал с временем существования журнала).

Здесь представлены не просто разрозненные элементы модных коллекций, а те из них, которым суждено было сыграть ведущую роль в направлении развития всего модного мира, стать в чем-то переломным, исключительным. Например, знаменитое вечернее платье Мадлен Вионне1936 года, или короткое блестящее платье Givenchy 2019 года, есть здесь и шедевры Диора, и Лагерфельда, Ив Сен-Лорана, и Шанель и многих других.

Благодаря этим произведениям декоративного искусства, выставка оживает, получает масштаб и красочность. А, кроме того, становится по-настоящему интересной нетолько профессионалам и фанатично преданным Harper’s Bazaar читателям, но даже обычным посеителям — неофитам мира моды и дизайна. И может быть для кого-то из них именно она станет первым шагом, первым опытом погружения в мир загадочной и изменчивой красоты, которым для многих поколений, вот уже более 150 лет является одноименный журнал.

Более подробную практическую информацию о выставке, равно как впечатления о ней можно узнать в статье Harper’s Bazaar — первый журнал мод.

5 комментариев

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *