Ювелирное искусство

Драгоценная эмаль.

Чаще всего мир ювелирных украшений ассоциируется в нашем сознании с роскошью, богатством и излишествами. Его прекрасная, особенная хрупкость практически всегда обходилась человеку очень дорого. Во многом из-за стоимости используемых материалов, но в большей степени — из-за таланта мастеров и техники исполнения. Так, когда-то давно, кто-то, чье имя скрыто в глубинах истории, придумал совершенно уникальную ювелирную технику, позволившую продавать стекло по цене золота. В итоге на свет появилась Драгоценная эмаль…

Эмаль — это измельченное до состояния однородной массы легкоплавкое стекло, которое (эмаль от фр. Email — «плавить») окрашивается в различные цвета благодаря добавлению в его состав окисей различных металлов. При высокой температуре такой материал легко застывает и получает своеобразное стеклянное покрытие.

При этом стоимость подобного материала относительно дешева, а разнообразие цветовой гаммы — чрезвычайно широко. И хотя сама специфика технологии предусматривает довольно сложный процесс обжига: в зависимости от количества используемых эмалей его приходится делать от 7-10 до 50-100 раз, — изначально она была намного доступнее обработки твердых драгоценных камней.

Плавкость, изменчивость структуры эмали, позволяли мастерам-ювелирам не ограничивать свои фантазии и художественные произведения строгими каменными гранями.

Брошь с портретом Елизаветы австрийской 1878, Музей декоративного искусства, Париж (расписная эмаль)

Драгоценная эмаль — способы изготовления

На сегодняшний день известно несколько способов использования драгоценных эмалей в мире ювелирных украшений:

  • Перегородчатая эмаль — самый древний, открытый еще в Древнем Египте и самый трудоемкий способ. При нем ювелирное украшение создается путем нанесения (напаивания) на металлическую основу (золото, серебро и т. п.) таких же металлических перегородок — контуров будущего рисунка. Пространство между этими перегородками заполняется цветными эмалями. При этом, поскольку при обжиге происходит некоторая усадка эмали (она опускается ниже верхнего уровня перегородки), после завершения всех этапов обжига, изделие полируют и выравнивают края и эмаль так, чтобы они находились в одной плоскости.
  • Выемчатая эмаль — второй по популярности и по древности способ после перегородчатой. Здесь все делается с точностью да наоборот. В металлической основе вырезаются или выдавливаются углубления — контуры рисунка, которые затем заполняются эмалью. Подобный способ позволяет варьировать внешний вид и дизайн украшения в зависимости от замысла художника. В частности, драгоценная эмаль может заполнять только контуры рисунка, а может — покрывать все изделие, рисунок может быть сделан цветной эмалью, а сверху все изделие дополнительно покрыто эмалью прозрачной и т. д.

Одной из разновидностей этого способа является эмаль по скани (филиграни), только в данном случае вместо металлических перегородок используется очень тонкая проволока, которая позволяет создавать плавные изгибы и сложные растительные орнаменты. Слой эмали в таких изделиях либо очень маленький из-за небольшой высоты проволочных перегородок, либо наоборот — наплавляется в несколько приемов, благодаря чему драгоценная эмаль приобретает вид жемчужины в тонком металлическом обрамлении.

  • Расписная (живописная) эмаль — более поздний, европейский способ. По сути он предусматривает создание полноценного художественного изображения на ювелирном украшении (не случайно позднее — в XVII-XVIII веках одним из подвидов этого способа станет миниатюра на эмали). На металлическую поверхность предварительно наносят слой белой эмали, обжигают. Затем огнеупорной эмалевой краской контрастного цвета наносят предварительный контур рисунка и снова обжигают. После этого все участки рисунка по очереди заполняются эмалью соответствующего цвета или прорисовываются дополнительные детали. Основная сложность этого способа помимо тонкости и миниатюрности рисунка, — необходимость каждый раз после нанесения новой краски подвергать изделие обжигу.

Драгоценная эмаль — начало пути.

Первыми, кто стал использовать драгоценную эмаль в ювелирных украшениях, были еще древние египтяне. Во многом подобная необходимость диктовалась для них требованиями времени — драгоценные камни были им недоступны, а религиозная символика и строгая иерархическая система общества требовали ярких красок и сложных элементов, особенно применительно к ювелирным украшениям.

От них эта техника начала плавное шествие на восток — во дворцы персидских царей и индийских правителей, а затем вернулась в Византию.


Корона Константина Мономаха, сер. XI в, Национальный музей, Будапешт

При дворе греческих императоров эмаль достигла особого расцвета и невероятного размаха. Во многом это было связано со спецификой самой технологии. Православные греки с большим уважением относились к украшениям, прошедшим «очищающую силу огня». Поэтому драгоценная эмаль активно использовалась ими в первую очередь для украшения предметов религиозного культа. А поскольку в ту эпоху к таковым так или иначе могли относиться практически все предметы, то и в ювелирных украшениях она также становится особенно популярной.

В результате в истории мирового декоративного искусства появляется совершенно особенное явление — так называемые византийские эмали. Это были хрупкие изделия, наполненные блеском невероятной, порой даже чрезмерной роскоши. Тонкие грани перегородчатой эмали подобно драгоценным камням сверкали многочисленными яркими красками на бесценном золотом фоне.


Медальон с фигурой арх. Михаила, собор Сан-Марко, Венеция

Так как на заре средневековья двор византийского кесаря считался образцом для подражания, законодателем моды в декоративном искусстве, драгоценные эмали начинают активно проникать в сокровищницы европейских аристократов и монархов. Появляются первые мастера, пытающиеся воплотить красоту этой техники в масштабах других стран. Например ставшая в последствии знаменитой, русская финифть, первые упоминания о которой в ипатьевской летописи относятся к XII веку.

Однако, применительно к западноевропейскому искусству, драгоценная эмаль долгое время оставалась лишь еще одним способом украшения церковной утвари и религиозных предметов. В отличии от Византии у европейцев мир духовный и бренный четко разграничивался и все прекрасное, декоративное было свойственно лишь первому из них.

Драгоценная эмаль — расцвет и забвение.

Такое положение вещей изменилось, когда в мировой культуре возникло новое мощное движение — эпоха Ренессанса. Ее неотъемлемой чертой был огромный интерес к человеческой природе, человеческому телу и окружающему миру. В результате художественных изысканий в этом направлении люди, впервые за долгие столетия снова устремились к красоте. Важным следствием этого стало предпочтение декоративной ценности того или иного предмета перед его материальной стоимостью.

А поскольку техника огранки драгоценных камней по-прежнему оставляла желать лучшего, доступная и податливая мягкость и пластичность эмали сделали ее по сути одним из главных материалов, используемых для изготовления ювелирных украшений (в этот исторический момент она уступала только драгоценным металлам).


Подвеска, Иоан Креститель XVвек, Музей декоративного искусства, Париж.

Появляются целые самостоятельные школы, специализирующиеся исключительно на изготовлении эмалей, а самым популярным способом становится способ расписной эмали. Например, именно благодаря ему в эту эпоху прославилась Лиможская школа эмали во Франции.

В эту пору в мире ювелирных украшений появились по-настоящему хрупкие, утонченные, невероятно легкие и ажурные шедевры. Их декор невероятно гармонично воплощал самые смелые фантазии художников той эпохи благодаря яркому, насыщенному многоцветию расписных эмалей в обрамлении полудрагоценных камней.

Однако к концу XVI века это прекрасное царство погрузилось в забвение. Наступило время абсолютной власти монархов, господства роскоши а затем — торжество большого стиля знаменитого короля-солнца. Благодаря техническим достижениям ювелирный мир наполнился более дорогим блеском драгоценных камней и холодным светом бриллиантов.

О скромной драгоценной эмали вспомнили лишь после смерти всесильного Людовика XIV, во второй половине XVIIIвека. В этот период в моду вошла утонченность, интимность и легкое очарование любовной игры. Все предметы и произведения искусства казались наполненными скрытым смыслом, подтекстом, разнообразными символами. Особенно популярными становятся милые картины, с легкими любовными сюжетами на грани дозволенного.


Медальон XVIII век
Женские часы, эмаль «Купание Дианы», XVIII век
Музей декоративного искусства, Париж

Благодаря этому драгоценная эмаль снова появилась в мире царственных украшений. Она заполонила табакерки, часы, броши и медальоны. Населила их невероятными сюжетами и сценками из истории и древнегреческих мифов. Подарила верному поклоннику вожделенный образ недосягаемой возлюбленной… Но при всем при этом она не смогла на равных конкурировать с бриллиантами и жемчугом, выступив лишь скромным фоном для их сложной и прекрасной игры.

Драгоценная эмаль — триумф и современность.

Казалось бы, после этого эмаль уже никогда не сможет занять прежнее положение в мире драгоценностей. Но в конце XIX века в это прекрасное царство внезапно ворвался сонм разномастных бабочек, жуков, фей и сложных растительных орнаментов Рене Лалика. Наступила чарующая сказка модерна.

Для его плавных форм и сложных изгибов совершенно не подходили твердые грани холодных бриллиантов, наоборот — нужно было что-то податливое, пластичное, способное передать всю изменчивость и мягкость природной красоты. Нужна была драгоценная эмаль….

Рене Лалик был одним из первых, кто снова вывел ее в мир ювелирных шедевров и прекрасных драгоценностей, поставил в один ряд с золотом и бриллиантами и позволил воплотить все возможные цвета и формы.

Рене Лалик, брошь, 1895-1897, Музей декоративного искусства, Париж

А затем началось победное шествие эмали по миру декоративного искусства, краткий миг модерна по истине стал для нее эпохой триумфа. Она поселилась на крыльях брошек-бабочек, в сложных складках одежды стройных нимф и лесных фей, гордо царила в прекрасном блеске причудливых диадем и чарующих ожерелий.


Пол и Анри Вевер, гребень «Цикламен», 1900, Музей декоративного искусства, Париж

Но, как это часто бывает, красота оказалась очень хрупкой — блистательна эпоха арт-нуво быстро взлетела и так же быстро угасла, не выдержав испытания суровой эпохой мировой войны. В новом мире ревущих поездов, мчащихся машин, гула моторов и турбин прекрасным бабочкам и хрупким цветам Лалика не было места. Последний большой стиль арт-деко оказался очень лаконичным, наполненным строгими геометричными формами и простыми цветами.

Однако, драгоценная эмаль смогла приспособиться даже к этому декоративному аскету. Оказалось, что и в эпоху практического минимализма ее пластичность и изменчивость, так успешно воплощавшие в жизнь религиозные символы Древнего Египта, до сих пор могут быть ощутимым преимуществом перед более дорогими материалами. А невероятное количество всевозможных цветовых решений и сочетаний вообще позволила ей занять лидирующие позиции в мире ювелирной бижутерии.

Клод Момирон , колье, 1969 (никель, серебро, эмаль),
Музей декоративного искусства, Париж

В настоящее время драгоценная эмаль продолжает сохранять свое значение как один из главных материалов для изготовления украшений и предметов декора. Ее искусственный многоликий блеск наполняет шедевры современных художников невероятным многообразием красок и форм, позволяя воплотить им самые смелые замыслы и фантазии.

2 комментария

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *