Страницы истории

Art Deco — мир прекрасного получает имя.

Долгое время против декоративного искусства, как отдельного направления художественной мысли и творчества, в научных кругах было стойкое предубеждение. Утилитарность, практичность, некая форма рационализма, присущая ему, делали недопустимым использование самого понятия «искусство». Что вполне естественно, учитывая, какое значение большинство из нас вкладывает в это слово.

Под «искусством» мы чаще всего понимаем нечто прекрасное, уникальное, созданное исключительно с эстетической целью и наполненное глубоким смыслом, над разгадкой которого суждено корпеть не одному поколению.

Кто осмелится говорить о подобном применительно к крохотному миру, наполненному исключительно низменными рисунками тканей и вышивок, металлическим блеском посуды и ювелирных украшений, скромной пластикой фарфора и легкими бликами оконных витражей…

Неудивительно, что долгое время люди даже не догадывались насколько богата их повседневная жизнь маленькими шедеврами, стойко выполняющими свои чисто утилитарные функции и не помышляющими даже о нескольких лучиках славы, которые достаются их бесполезным, но более влиятельным собратьям — полотнам и монументам знаменитых художников.

Но, как говорится: «нужно что-то потерять, чтобы по-настоящему осознать его ценность» — именно так и случилось с миром декоративного искусства.

Как только XIX век наполнил жизнь людей шумом ткацких станков, дымом фабричных труб и пыхтением паровозов, они вдруг ясно осознали, насколько богатым и красочным был тот мир, который теперь оказался под угрозой исчезновения, благодаря массовости и ограниченности фабричного производства (вот уж где утилитарность и практичность зашкаливала).

Конечно, больше всего грядущая гибель хрупкого мира красоты напугала представительниц прекрасной половины человечества. Чтобы его спасти, женщины прибегли к старому проверенному средству — моде. В середине XIX века, когда противостояние унифицированного фабричного и уникального ремесленного достигло своего апофеоза, в моду вдруг начинаю массово и зачастую совершенно хаотично вводиться бесчисленные элементы декора, яркость и изобилие которых порой приобретает совершенно немыслимые формы — чего стоят только знаменитые кринолины, турнюры и сложные нагромождения перьев, ленточек и страз, именуемых «шляпками».

Естественно, что благодаря этому, первыми представителями декоративного искусства, удостоившимися громкого звания «художник» или «творец», стали именно создатели модных элементов одежды, ранее скромно называвшихся «портными» или даже «ремесленниками». Позже, уже к концу XIX — началу XX веков, за ними в мир искусства быстро и уверенно ворвутся ювелиры, мебельщики, стекольщики, гончары, парикмахеры и прочие, и прочие — все те, кто до этого считался лишь мастером-профессионалом, а теперь стал художником, творцом искусства, пусть и искусства декоративного.

В этой связи многие историки искусства считают переломным моментом знаменитую Международную выставку декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. До этого на выставках подобного масштаба самостоятельно обозначались лишь «искусство» и «ремесла», теперь же само название громогласно объявило миру о возникновении совершенно нового направления в искусстве — Art Deco (не путать с одноименным стилем, появившимся благодаря этой выставке)…

Однако, здесь имеет место некая историческая несправедливость или неточность. Да, декоративное искусство было признано в 1925 году как вид, как класс или как направление — здесь уже кому как больше нравится. Но вот когда оно возникло — это уже совсем другой вопрос. Ведь если рассматривать декоративное искусство именно как мир красоты, созданный исключительно для украшения серой, скучной действительности и превращения практичных, сугубо утилитарных предметов в элементы прекрасного, то его начало может быть связано с куда более ранними эпохами в истории человечества чем многоликий XIX век, и даже — чем эпоха Великого Возрождения.

В тот самый момент, когда первый наш предок в далеком каменном веке решил, что набор зубов диких животных вперемешку с разноцветными ракушками и причудливой формы семенами растений, нанизанных на тонкую жилу, может быть вполне себе симпатичным элементом, каким-то непостижимым образом выделяющим его персону в ряду соплеменников, мы уже можем говорить о том, что на свет появилось прекрасное Art Deco.

Конечно, этому скромному миру, неотступно следующему за человеком на всем протяжении его истории, предстояло проделать очень длинный путь, в котором как водится будут и периоды почти полного забвения и моменты сказочного, поистине общемирового триумфа. При этом, всю свою историю Art Deco будет также тесно сосуществовать с еще одним более заметным и влиятельным спутником человека — искусством как таковым или искусством монументальным. Этот его более заметный собрат так же появился на заре человечества в образе примитивных палеолитических Венер и наскальных рисунков, которым позже суждено будет эволюционировать и превратится в шедевры.

Кто из них был первым, кого можно считать старше, значительнее? — вряд ли мы можем однозначно ответить на этот вопрос. Конечно величие искусства монументального порой кажется несоразмерным как по красоте, так и по масштабам замысла, миниатюрным произведениям искусства декоративного. Но это в должной мере компенсируется повседневной необходимостью вторых в сравнении с первыми.

Кроме того, на сегодняшний день, границы между этими направлениями в творчестве человека становятся совершенно размытыми. Мы уже не можем отличить, где заканчивается утилитарность и начинается эстетика. Особенно это заметно в моде, которая долгое время существовала лишь как один из самых ярких и значительных направлений в мире декоративного искусства, а теперь все больше вторгается в мир искусства монументального.

Как будут выглядеть отношения двух этих прекрасных собратьев в будущем тем более не понятно. Возможно каждый из них продолжит идти своим путем и быть средством выражения лишь какой-то отдельной сферы человеческих потребностей; возможно кто-то один поглотит другого, при этом декоративное искусство выглядит более вероятным кандидатом на роль поглотителя; а возможно — оба они растворятся в рамках совершенно нового направления, зародившегося в недрах декоративного искусства в XX веке — так называемом мире дизайна.

В любом случае, остается надеяться, что красота и многогранность, присущая в равной степени искусству и декоративному, и монументальному, в обозримом будущем не исчезнет из жизни человечества. Слишком уж скучным и ограниченным станет наш мир без этих ярких элементов прекрасного.